На главную
Карта сайта
Контакты
Новости авто > Пропуск на трек

Пропуск на трек

11.04.13 :: 12:00

В прошлом году компания Nissan вызвала фурор, водрузив кузов компактного кроссовера Juke на агрегатную базу суперкара GT-R. Модель Juke-R, получившаяся в результате столь необычного “скрещивания”, задумывалась как провокационный эксперимент, демонстрирующий инженерный потенциал Nissan. Однако клиенты в Дубае, где уникальный спорткар дебютировал в ранге концепта, захотели немедленно ездить на таком. Стремясь заполучить “живые” Juke-R в свои гаражи, они сделали сразу несколько заказов прямо в ходе демонстрационного показа машины, ничуть не смутившись ценой 500 000 евро.

Тем самым арабские магнаты, по сути, дали проекту зеленый свет. Инженерам Nissan не оставалось ничего другого, как превратить шоу-кар в серийный “болид”, омологированный для эксплуатации на треке и дорогах общего пользования. Сегодня “дорожный” Juke-R – это экстремальный спорткар с 545-сильным двигателем, трансмиссией и подвеской от модели GT-R, мощным каркасом безопасности, при этом не сильно отличающийся внешне от “гражданского” Juke. “Японец” 2013 модельного года способен ускориться до 100 км/ч всего за 3 с и достичь “максималки” 270 км/ч.

Демократизация технологий

Все сказанное выше – предыстория, необходимая чтобы понять, откуда появился автомобиль, представленный в этом материале. Дело в том, что экстремальный проект проторил дорогу куда более массовой модели, в которой, однако, силен спортивный дух Juke-R. Речь о кроссовере Juke Nismo, который я протестировал во время презентации в Испании. “Японец”, который появится на российском рынке уже в мае, – первая ласточка в стае серийных “заряженных” моделей, которые Nissan начинает продвигать в Европе под суббрендом Nismo. Летом на рынке появится 370Z Nismo, за ним – целая вереница “горячих” модификаций серийных моделей Nissan. Уже поэтому на пионера следует обратить внимание.

Новинка интересна прежде всего тем, что демонстрирует корпоративный “наряд”, в который облачатся все представители европейкой семьи Nismo. Дизайнерская изюминка здесь – это, например, красные зеркала и такая же окантовка нижней части кузова. Не менее эффектны и оригинальные бамперы с интегрированной светодиодной оптикой, увеличивающие, к слову, угол въезда и съезда, внушительный спойлер на крыше и легкосплавные 18-дюймовые колеса (“потолок” для обычных Juke – диски с “резиной” R17). Из-за низко посаженных бамперов возникает ощущение, что инженеры уменьшили на спортмодификации дорожный просвет, однако это обман зрения, клиренс остался таким же, как и у стандартного Juke, – 180 мм. Важнее, что подвеска кроссовера получила более жесткие настройки, из-за более широких колес улучшилось сцепление с дорожным покрытием, а “обвес” Nismo обеспечил прирост прижимной силы на 37%.

Главная компоновочная новация в салоне – почти гоночные кресла-“ковши” передних седоков, в которых удобно, как в люльке: боковые валики не врезаются в тело, но эффективно удерживают его в быстрых поворотах. Остальное, по сути, украшательство или, если хотите, спортивный декор: красная подсветка циферблата тахометра и кнопки запуска двигателя, рулевое колесо, обтянутое кожей и “алькантарой” и имеющее алую отметку “нулевого” положения, карбоновые отделочные вставки и металлизированные накладки на педали – все это знакомые цитаты из мира автоспорта. В ближайшей перспективе планируется оснастить Juke Nismo еще и бортовым компьютером, работающим по алгоритму информационных систем флагманского спорткара GT-R.

Спортивная атрибутика салона эффектна, но ненавязчива

На монитор на центральной консоли станут выводиться показатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, точной скорости движения, бокового ускорения, времени прохождения круга. Тестовый вариант такой системы (данные поступали на внешний планшет i-Pad mini) мы опробовали в ходе теста. На мой взгляд, такой штатный бортовой компьютер прекрасно вписывается в идеологию Nismo и пришелся бы “горячей” версии Juke кстати.

Спортивная закалка

Интересно, что инженеры Nissan не прибегли к значительной форсировке бензинового 1,6-литрового турбомотора DIG-T. Мощность была увеличена на 10 л.с. (до 200 л.с.), крутящий момент – на 10 Нм (до 250 Нм). О причинах столь умеренного “тюнинга” ниссановцы говорят совершенно открыто: эти изменения в отдаче двигателя не потребовали значительных затрат и не ухудшили показатели экономичности и экологичности. Тем не менее к усилению моторного потенциала прибегли не для галочки: 200-сильный Juke Nismo едет заметно бодрее 190-сильной машины. Двигатель стал отзывчивее главным образом на средних оборотах, улучшилось время ускорения до “сотни” на 0,2 с как для моноприводной версии с 6-ступенчатой “механикой”, так и для полноприводного Juke Nismo с вариатором. Словом, в плане ускорения машина стала живее и интереснее.

Та же история с поведением машины на асфальте. На скоростной трассе и в связке быстрых поворотов Juke Nismo ведет себя собраннее “стандартного” собрата – демонстрирует заметно меньшую боковую и вертикальную раскачку, почти не кивает при резком торможении. Правда, из-за более жесткого шасси и перенастройки рулевого управления машина больше сотрясается при преодолении дорожных неровностей, однако не настолько, чтобы это причиняло дискомфорт. Хуже, что из-за более острого (примерно 2,6 оборота от упора до упора) и потому отзывчивого руля езда по скоростным “прямикам” получается несколько нервозной. Даже при незначительных углах поворота руля машина живо реагирует на управляющие действия, поэтому на автомагистрали приходится прибегать к микроподруливаниям, чтобы удержать кроссовер на заданном курсе.

Впрочем, можно уменьшить рективное усилие на “баранке”, выбрав режим “нейтральный” или “эко” в бортовой системе управления динамикой (Nissan Dynamic Control System – NDCS). На полноприводных Juke Nismo (комплектуются только вариатором CVT) та же система позволяет изменять настройки управления дроссельной заслонкой, а вариаторная трансмиссия спортмодификации предлагает не шесть (как в обычном Juke), а семь виртуальных передач, что дает водителю большую свободу действий при активации ручного режима коробки.

Зато на горном серпантине Nismo чувствует себя как рыба в воде. И, конечно, полноприводная модификация на виражах даст фору моноприводной. Ведь если переднеприводные Juke (оснащаются 6-ступенчатой МКП) имеют в конструкции задней подвески торсионную балку, то у машин с приводом на обе оси сзади независимая “многорычажка”. К тому же в штатное оснащение полноприводных модификаций входит Torque Vectoring System (TVS), которая, перераспределяя тягу между колесами задней оси, помогает “заправить” кроссовер в поворот. Что касается тормозной динамики, то она, по моей оценке, сопоставима с замедлением, которое демонстрирует стандартный 190-сильный Juke. Машина оттормаживается уверенно, предсказуемо, без ухода с траектории.

Первый шаг

Моя позитивная реакция на первый продукт Nismo, адресованный европейцам, была бы даже более явной, если бы мне не дали ознакомиться с тестовыми прототипами еще более драйверских Juke. На гоночном треке “Кастельоли” под Барселоной выдалась возможность поездить на переднеприводной 1,6-литровой машине с отдачей 220 л.с., еще более жесткими настройками подвески, но главное – с уменьшенным на 50 мм дорожным просветом. Такой Juke Nismo без натяжки можно сравнивать с “горячими” хэтчбеками. Кроссовер обладает точным и острым рулем, почти не кренится, упрямо цепляясь за траекторию на виражах, а при возникновении заноса или сноса быстро и уверенно стабилизируется. Мотору на прототипе немного не хватает тяги на “низах”, зато в среднем и высоком диапазоне оборотов такой Juke отличается великолепной приемистостью. Словом, машина “заточена” под спортивную езду.

На мой взгляд, Nissan не следует опасаться, что автомобиль с “верховым” мотором и, по сути, легковым дорожным просветом не будет востребован на российском рынке. Ведь драйверский потенциал такой машины уже безоговорочен, а слова о конкуренции с MINI Countryman Cooper S и Citroen DS3 R3, которых японская компания наметила в соперники, кажутся более весомыми.

Смеем предположить, что более мощные кроссоверы (появись они на рынке) не вытеснят из линейки 200-сильные Juke Nismo, а станут заманчивой альтернативой, если хотите, мечтой поклонников спорткаров Nissan. Увы, и в японской компании этого не скрывают, 220-сильные автомобили будут существенно дороже и прожорливее 200-сильных Juke Nismo. Последние же обойдутся российским покупателям примерно на 200 тыс. рублей дороже обычных Juke.